Конструктивизму — сто лет. Главные сохранившиеся здания / Истории Главстроя
Автор: Иван Полетанов
Конструктивный подход ко всему. Начало
В этом году весь мир празднует столетие конструктивизма — авангардная архитектурная школа, просуществовавшая в Советском союзе около пятнадцати лет, до сих пор остается международным феноменом — и в истории архитектуры, и в истории культуры. А еще — памятником человеческой вере в прогресс, утопическим настроениям начала ХХ века и неслучившейся мечте о том, что быт может быть рационализирован одним усилием художественной воли. Рассказываем про важнейшие конструктивистские постройки, которые должны были помочь появиться новому человеку: баню в форме самолета, башню в виде корзинки для бумаг и типографию-горизонтальный небоскреб.
ht

Шуховская башня, Москва, 1922
Архитектор: Владимир Шухов
Улица Шухова, 8

Наш ответ Эйфелевой Башне — одна из самых узнаваемых построек в мире, прозванная в народе «радиобашней коминтерна» и символ технооптимизма, захватившего мир в начале ХХ века, когда казалось, что научный и технический прогресс приведут человечество к светлому будущему. От этих заблуждений окончательно избавились во время Второй мировой, но башня, откуда в середине века вещало советское телевидение авторства Владимира Шухова — главного хипстера в Москве 20-х (велоэнтузиаст, большой ценитель современного театра, ухажер будущей жены Антона Чехова Ольги Книппер и фотограф-любитель, изводившей своим хобби семью и друзей) — осталась. По завершении строительства башни Алексей Толстой, пораженный постройкой, написал «Гиперболоид инженера Гарина», а соперники-французы так впечатлились идеальной конструкцией, что, когда в центре Помпиду в Париже открывалась эпохальная выставка «Инженерное искусство», на афише была именно башня Шухова.

«Однажды прихожу раньше обычного в свой кабинет и вижу: моя ивовая корзинка для бумаг перевернута вверх дном, а на ней стоит довольно тяжелый горшок с фикусом. И так ясно встала передо мной будущая конструкция башни. Уж очень выразительно на этой корзинке было показано образование кривой поверхности из прямых прутков»
Владимир Шухов

ht ht

Типография журнала «Огонек», Москва, 1930
Архитектор: Эль Лисицкий
1-Самотечный переулок, 17

Единственный реализованный архитектурный проект художника-авангардиста, заклятого врага Казимира Малевича и отца супрематизма в архитектуре Эля Лисицкого. Типография была построена в 1930-м году: редакция главного советского журнала должна была располагаться в здании, которое максимально соответствовало духу времени. Новое советское государство, которое тогда еще верило в идеи интернационала, сообщало всем интересующимся: его пресса, во-первых, не имеет ничего общего со своей предшественницей, а во-вторых, является частью большого проекта по трансформации будущего и находиться должна тоже в доме будущего. Здание было выполнено в духе «горизонтальных небоскребов», которыми грезил Лисицкий. С ними, как и с идеями о рабочем интернационале в Советском союзе было покончено спустя несколько лет, а сейчас идеи Лисицкого наконец претворяются в жизнь не где-нибудь, а в Саудовской Аравии — там сейчас строят город будущего Neom и горизонтальный небоскреб длиной в 170 километров.

«Есть традиция зодчества как визионерской художественной практики, вообще не связанной с перспективами материального воплощения, и из этого получается своего рода “архитектура минус строительство”.»
Вадим Басс, искусствовед

ht

Дом Наркомфина, Москва, 1928
Архитекторы: Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис, Сергей Прохоров
Новинский бульвар, 25, корп. 1

Главный шедевр конструктивизма в Москве, жилище «переходного типа» (от «буржуазного дома» к «социалистической коммуне») и, по иронии, первый, и возможно последний, советский пентхаус. Дом Наркомфина — результат многолетних исследований архитектора Моисея Гинзбурга, который всю жизнь изучал оптимизацию постройки жилых комплексов. Первыми жильцами дома, в котором частные квартиры (то самое «буржуазное жилье») были совмещены с общественными пространствами нового типа (столовая, солярий на крыше, детский сад, планировался гараж и прачечные), были сотрудники Наркомата финансов, а для его главы на крыше был создан отдельный особняк. Все это, по задумке архитекторов, должно было способствовать рождению нового советского человека — того, кто использует свое время максимально рациональным способом, и которому не надо ехать через весь город, чтобы сдать в детский сад детей. Здание так и осталось прецедентом, но надо понимать, что большинство современных жилых комплексов, — это, конечно, наследники шедевра Гинзбурга.

«Дом Наркомфина иногда называют домом-коммуной, но это ошибка — сам Гинзбург называл его домом переходного типа и считал, что он плавно готовит жильцов к общественному укладу жизни. Подумайте: элитный министерский дом был построен по экспериментальному проекту.»
Айрат Багаутдинов, историк архитектуры

ht

Купальня-баня Рогожско-Симоновского района, Москва, 1928
Архитектор: Сергей Панин
Автозаводская, 21

Чтобы понять, насколько тотальным был советский проект по созданию «нового человека» и его нового быта, можно посмотреть на общественные бани на Автозаводской. Ведущие архитекторы страны работали даже над такими помещениями. В конце 1920-х на юго-востоке города массово селились рабочие ЗИЛа и для них была отстроена баня, которая, согласно апокрифу, должна была точно повторить легендарный аэроплан «Илья Муромец» великого конструктора Ильи Сикорского, создавшего первый в истории многомоторный бомбардировщик. 10 000 квадратных метров были рассчитаны на 400 человек в день, и носили гордое название «Комбинат гигиены и здоровья», а архитектора Панина при постройке консультировал один из основателей советской научной школы теории железобетона — Артур Лолейт. Это примерно так же, как если бы меню в баре помогал составлять Дмитрий Менделеев. Бани, кстати, практически в неизменном виде дожили до 2023 года и продолжают функционировать по прямому назначению.

«На фоне практически повсеместных сносов и реконструкций бань и бассейнов 1920-30-хх годов в Москве купальни Рогожско-Симоновского района Панина остаются в столице единственным архитектурным памятником такого масштаба, воплотившим утопические мечты эпохи авангарда о создании гигантских “гигиенических цехов” для выковки нового социалистического человека.»
Александра Селиванова, искусствовед

ht

ДК ЗИЛ, Москва, 1930
Архитекторы: Леонид и Александр Веснины
Восточная, 4, корп. 1

Самый масштабный московский проект братьев Весниных — главной архитектурной династии конструктивизма, авторов знаменитого магазина Мосторга на Красной Пресне, одинаково хорошо оформлявших Красную площадь к празднику Интернационала и строивших города с нуля в Башкирии. ДК ЗИЛ должен был располагаться на месте снесенного Симоновского монастыря, но храм удалось отбить. Центр пролетарской культуры, выполненный по всем заветам Корбюзье, таким образом переехал, чуть ужался в размерах, но главный референс не потерял — ДК ЗИЛ по форме, как и Рогожские бани, напоминает летящий самолет — тот, который должен был унести всех в светлое социалистическое будущее.

«Основной принцип, которым мы руководствуемся в наших исканиях новой, социалистической архитектуры, — это полное соответствие архитектуры назначению здания. Именно такое решение мы попытались дать в крупнейшей из наших работ последнего времени - во Дворце культуры Пролетарского района. Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы пытались создать путем соответствующей организации пространства, путем применения принципа перетекающего пространства.»
Братья Веснины, пояснительная записка к проекту

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Другие истории
Конструктивизму — сто лет. Главные утраченные здания Продолжаем учет главных зданий эпохи конструктивизма.
В этом списке — великие, но утраченные, постройки: футбольный стадион, выкопанный жителями близлежащего района, карандашная фабрика, призванная окультурить крестьян, и первая работа будущей звезды архитектуры Константина Мельникова.
Хлеба и зрелищ Рестораны и кафе, где гостям предлагается просто еда давно остались в прошлом — за ужином или обедом теперь надо как минимум изучать современное искусство или слушать концерт, а как максимум — чувствовать себя частью комьюнити. Выбрали три московских заведения, которые прививают такой подход к ресторанному делу и более чем успешно формируют вокруг себя сообщество единомышленников. На белом свете Поговорили с архитектором и урбанистом Ильдаром Ильдархановым (КБ «Стрелка») о том, почему в мегаполисах так светло, как это влияет на психологическое состояние горожан и почему Москву подсвечивают так, что видно из космоса. Архитектура как спаситель мира Основной проект архитектурной биеннале в этом году называется «Лаборатория будущего». По версии куратора в ближайшие годы главными для нас станут не новые технологии, материалы или энергоэффективные здания. Будущее — это Африка и все, что с ней связано.